Инновации в учебном заведении

    Наш опыт работы – это опыт реализации инновационных программ в образовательной деятельности по подготовке специалистов для АПК, который осуществляется по следующим направлениям:
- оптимизация содержания образовательного процесса с целью формирования конкурентноспособной личности выпускника;
- внедрение блочно-модульной технологии обучения в образовательный процесс;
- информатизация образовательного процесса, внедрение мультимедийных технологий;
- внедрение личностно-ориентированного подхода в педагогическую деятельность.
    Разработка новых идей, внедрение новых подходов в практику работы означает более глубокое познание педагогом внутренних закономерностей учебного процесса.
    Главные условия любого инновационного проекта – целесообразность, эффективность и практическая значимость. На начальном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, создание необходимых условий (инновационных программ, учебных планов, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и ее приоритетных направлений; разрабатываются критерии определения эффективности результатов; изучаются методы диагностики, анализа, коррекции.
    Мы стремимся к тому, чтобы продуктом инновационной работы являлось не локальное, а системное обновление учебно-воспитательной деятельности колледжа.












    В центре внимания находится задача формирования конкурентоспособной личности выпускника на основе специализации подготовки. Практическая значимость исследований определяется совершенствованием форм и методов организации учебного процесса, управлением персонала, укрепление связей с ведущими предприятиями отрасли АПК области.
    Нововведения связаны с разработкой технологий обучения, с внедрением государственных стандартов, совершенствованием содержания обучения, организацией и проведением экспериментальной и исследовательской работы преподавателей и учащихся, с анализом влияния социального партнерства, с организацией внеучебной деятельности учащихся.
    Внедрение личностно-ориентированного подхода в педагогическую деятельность позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности учащегося, развития его неповторимой индивидуальности. Широко используются диагностические и рефлексивные методы, методы диалога и педагогической поддержки, создания ситуации выбора и успеха.
    Системная и планомерная работа инженерно-педагогического коллектива над внедрением инновационных педагогических технологий осуществляется на протяжении трех лет в «малых группах», на семинарах педагогического мастерства в предметно-цикловых комиссиях. Апробация внедрения проходит во время проведения открытых уроков, внеурочных мероприятий, научно-практических конференций, педагогических чтений.

Блочно-модульная технология обучения

    С 2005 года колледж включен в экспериментальную деятельность по внедрению «Блочно-модульной технологии» в образовательный процесс.
    Для технологии модульного обучения характерно достижение целей путем сжатия учебной информации, построения учебных модулей, самостоятельной работы учащихся.
    С целью внедрения инновационных технологий в колледже работают творческие лаборатории.
    Лаборатория под руководством заместителя директора по учебной работе Ходанович И.Б. работает над внедрением в учебный процесс блочно-модульной технологии обучения. Пройдя обучение на авторских семинарах по данной технологии (руководитель Бобко Г.И.) активно внедряют инновацию преподаватели Шашура Г.Н. , Викторчик А.И., Сакова Т.Е., Сивакова Я.В., Рабизо Е.В. и др.
    Повышение эффективности и качества образовательного процесса в колледже решается через развитие элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля. Творческой группой преподавателей подготовлены методические рекомендации «Основы организации самостоятельной работы с учащимися», введено преподавание факультативного курса «Основы самостоятельной работы».
    Возросшая компьютерная компетентность преподавателей позволяет примененять мультимедийные комплексы, которые сочетают в себе лучшие возможности традиционных ТСО и новейших средств коммуникации. Лекционные занятия все чаще поддерживаются презентациями, подготовленными с помощью программ Power Point, благодаря чему лекции становятся наглядными, насыщенными слайдами, необходимой текстовой, графической и фотографической информацией. Фрагменты презентаций могут самостоятельно готовить сами учащиеся. Все это активизирует, стимулирует их к самостоятельной продуктивной, творческой работе уже на занятиях. Отличительная особенность мультимедийной презентации – интерактивность. При использовании презентации мы имеем дело с активной формой обучения: все вовлечены в процесс обучения.
    Большой опыт наших преподавателей реализуется в издательской деятельности. Огромный интерес вызвал сборник открытых уроков, тестов и т.д. Дипломом РИПО за участие в III этапе республиканской выставки «Комплексное методическое обеспечение реализации образовательных стандартов специальностей среднего специального образования» отмечены работы преподавателей Викторчик А.И. «Охрана окружающей среды и энергосбережение», Саковой Т.Е. и Сиваковой Я.В. «КМО по разделам «Начертательная геометрия», «Проекционное черчение».
    Содержание этих трудов – определенный итог системного использования нетрадиционных педагогических технологий, апробация методик, обобщение и систематизация опыта работы преподавателей колледжа.

Информатизация образовательного процесса

    Информатизация образовательного процесса – неотъемлемая часть инновационных проектов. Наши преподаватели работают по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Особое внимание уделяется таким направлениям, как создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронных энциклопедий и справочных систем; проведение бинарных уроков и деловых игр.
    Информационные технологии применяются при курсовом и дипломном проектировании. Проводится компьютерное тестирование и мониторинг учебного процесса при помощи программ «Параграф» и «Знак».














     В колледже по многим дисциплинам создаются электронные учебники и курсы лекций с презентационной частью, интерактивные пособия, обучающие программы; вводится электронная форма УМК специальностей.
Интересен опыт преподавателей физической культуры по использованию мультимедийных технологий на уроках физического воспитания. Благодарственным письмом РИПО отмечена презентация Мороза В.М. «Применение элементов инновационных технологий на уроке физической культуры».
     Все это, с одной стороны, дает возможность учащимся изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме, а с другой – способствует созданию единого образовательного пространства.
     В последние годы тема информатизации для системы образования стала весьма злободневной. Учреждением образования было рассмотрено несколько типов программ информатизации в области образования. За основу была принята программа создания единой информационной среды (ЕИС) предприятия "ИНИС-СОФТ".
     Как правило, для понимания сути конкретной программы информатизации приходится оценивать ее цели и задачи, содержание и план действий.
     С 2005 учебного года в учреждении образования создается единая информационная среда (ЕИС). Основой ЕИС является сетевой программно-технологический комплекс "ПараГраф". Сетевой программно-технологический комплекс "ПараГраф" представляет собой единое программное решение на основе системы управления базами данных. Комплекс позволяет работать практически со всем спектром информации, циркулирующей внутри учебного заведения, а также взаимодействовать с вышестоящими структурами. Все программы комплекса "ПараГраф" имеют общую базу данных.
     Такой подход обеспечивает решение нескольких важных задач, которые стоят перед любой автоматизированной системой управления:
- экономичность ввода данных (данные вводятся только один раз в одной из программ, а затем становятся доступными для остальных программ);
- цельное и полное отображение информации (в одном месте можно получить практически полную информацию об объекте, даже если она относится к разным программам);
- эффективность информационных выборок (при отборе информации можно использовать самые разнообразные параметры).
    Приложением к ЕИС является программный комплекс "ЗНАК". Программный комплекс "ЗНАК" предназначен для организации и проведения мониторинга качества предметных знаний учащихся образовательных учреждений (средних, средне-специальных, высших) и предоставляет для этого большие возможности.
     Комплекс является сетевым. Работа с комплексом (тестирование и анализ результатов) организована с любого включенного в сеть компьютера.
     ПК "ЗНАК" является частью единой информационной среды (ЕИС), формируемой с помощью программных комплексов. Как и все комплексы, работающие в ЕИС, ПК "ЗНАК" работает с единой базой данных образовательного учреждения.
     В учреждении образования обеспечен доступ в глобальную сеть Интернет.
Полезные ссылки
Открываем  свои  двери  для  тех, кто  тщательно  планирует  свою  карьеру!